Природа не позволит полностью оледенеть Земле

14 мая 2017 | 09:21  Центр ФОБОС
Учёные считают, что узнали нечто важное о ледниковых периодах. В условиях, когда содержание углекислого газа в атмосфере упадёт до нового минимума и ледники начнут продвигаться от полюсов в умеренные широты, должен включиться механизм, который остановит этот процесс, и Земля полностью не покроется льдом.
Есть свидетельства, что в отдаленном прошлом наша планета уже переживала полное оледенение, когда ледники достигали экваториальных широт. На них основана гипотеза «Земли-снежка», высказанная ещё полвека назад. Предполагается, что последняя такая эпоха наступала более 700 млн лет назад, ещё до того, как океан и сушу заселили сложные биологические организмы. Здесь исследователи подступаются к фундаментальным вопросам геофизики. Задолго до появления человека ледниковые периоды сменялись эпохами потепления. Ледники надвигались и отступали, концентрация углекислого газа в атмосфере падала и повышалась. Что было причиной этих изменений, во многом остаётся загадкой.
Среди факторов, ответственных за чередование холодных и тёплых периодов в истории Земли, чаще всего называют астрономические и геологические. К астрономическим относят прецессию и нутацию земной оси и колебания эксцентриситета орбиты Земли. Геологические включают в себя вулканическую деятельность, горообразование и перемещение материков. Последние исследования дают основание рассматривать наряду с ними еще и биологические факторы климатических изменений.
Учёные из автономного университета Барселоны в своей статье в журнале Nature Geoscience сообщили о важном открытии. Они измерили содержание углекислого газа в ледяных кернах и определили его низший уровень.
Исследователи обнаружили, что за последние 800 тыс. лет концентрация атмосферного CO2 большую часть времени колебалась около уровня 190 частей на млн и практически не опускалась ниже. Этот неожиданный результат свидетельствует, что такая очень низкая концентрация CO2 была довольно устойчивой. Более того, известно, что в далёком геологическом прошлом содержание CO2 часто возрастало, но нет никаких данных, что оно когда-либо опускалось ниже указанных.
Учёные осторожно предполагают, что в сдерживании резкого снижения температуры на Земле могла сыграть роль биосфера. При очень низких уровнях CO2 фотосинтез у растений и планктона был затруднен, замедляя их рост. В результате в почве и океане количество диоксида углерода должно было уменьшаться, а в атмосфере увеличиваться, усиливая парниковый эффект. Если это верно, то сама жизнь выступает в роли регулятора, не позволяя планете слишком сильно остыть. Полученный результат говорит в пользу гипотезы Геи, выдвинутой почти сорок лет назад британцем Джеймсом Лавлоком. Учёный утверждал, что живые организмы, действуя коллективно, но не осознанно, обеспечивают поддержание стабильных условий окружающей среды через различные механизмы обратных связей.
Таким образом, в регулировании климата биологический фактор оказывается важнее геологического. Известно, что за сотни тысяч лет содержание CO2 в атмосфере изменяется за счеёть за устойчивые периоды продолжительностью всего несколько тысяч лет. Поэтому при очень низком уровне CO2 должен включаться какой-то другой механизм.
Теперь, когда климатологи установили существование нижнего предела уровня углекислого газа в атмосфере, катастрофическое оледенение Земли представляется уже маловероятным.

Человечество способно отодвинуть наступление следующей ледниковой эпохи

14 января 2016 | 10:08   К такому выводу пришли немецкие ученые, опубликовавшие статью в журнале Nature. Исследователи из Потсдамского института по изучению воздействия... >>

Концентрация СО2 на планете стала угрожающей

24 октября 2016 | 17:55   В ежегодном Бюллетене Всемирной метеорологической организации (ВМО) по парниковым газам, опубликованном в понедельник 24 октября, говорится... >>

Финская энергетика осваивает новые виды экологически чистого топлива

12 августа 2016 | 16:41   Речь идет о строительстве новой энергетической установки в г. Salmisaari (Хельсинки, Финляндия). Новая установка может использовать в качестве... >>

Почему в жару нечем дышать?

2 августа 2016 | 09:22   Несмотря на то, что макушка лета уже позади, температурный режим на большей части европейской территории страны на 4-6 градусов превышает норму... >>

явления погоды в Москве: пасмурно, сильный туман
явления погоды в Москве: пасмурно, сильный туман

Землетрясение у берегов Сальвадора

24 февраля 2018 | 14:51   У берегов Сальвадора произошло землетрясение магнитудой 4,7, сообщает пресс-служба Европейского средиземноморского сейсмологического центра... >>

Сложные метеоусловия на Юге России

24 февраля 2018 | 12:21   На Юге России погоду продолжает портить волновой атмосферный фронт, линия которого пролегает от Крыма и далее – через междуречье Дона и Волги... >>

Российские учёные предложили новый метод борьбы с турбулентностью

24 февраля 2018 | 11:16   Каждый год из-за попадания самолётов в зону турбулентности десятки людей получают травмы различной степени тяжести. Научный мир ищет всесторонние... >>

Санно-бобслейные трассы предлагают делать из пластика

24 февраля 2018 | 11:08   В последние десятилетия погода всё чаще диктует условия для проведения соревнований по зимним видам спорта, а в некоторых странах к тому же... >>

На юге Сиднея акула напала на женщину

24 февраля 2018 | 10:19   На юге Сиднея на пляже Конгвонг купавшаяся 50-летняя женщина стала жертвой нападения акулы, сообщает телекомпания SBS. "Акула укусила женщину за... >>

Погода в Санкт-Петербурге 24 февраля

24 февраля 2018 | 08:20   Сегодня обстановка на большей части Ленинградской области будет определяться относительно погожим влиянием скандинавского антициклона... >>

Погода в Москве 24 февраля

24 февраля 2018 | 08:00   За минувшие сутки на базовой московской метеостанции ВДНХ осадки не зафиксированы, хотя в окрестностях следы осадков всё же отмечались; минимальная... >>

Глобальное потепление уже было в истории климата Земли

23 февраля 2018 | 13:29   Таковы результаты исследования международной группы палеогеографов и палеоклиматологов, опубликованные в журнале EOS. Согласно результатам... >>

Пугающая планета: Долина смерти на Камчатке

23 февраля 2018 | 13:25   Среди удивительных и редких ландшафтов Камчатки встречаются опасные территории. Одно из этих мест – Долина смерти в Кроноцком заповеднике... >>

Минувший 2017 год был самым безопасным в истории пассажирской авиации

23 февраля 2018 | 13:05   По данным консалтинговой компании из Дании «To70» прошедший 2017 год был самым безопасным годом в истории авиации. «To70»... >>

Причиной повышения концентрации ртути на Ямале может быть глобальное потепление

23 февраля 2018 | 09:42   По заявлению геологической службы США, глобальное потепление может стать причиной повышения концентрации ртути на морских водах Северного Ледовитого... >>

В США выпустили марки, посвященные люминисцирующим морским существам

23 февраля 2018 | 09:19   Марки выпущены почтовой службой США, коллекция называется «Forever». Как отмечает издание EOS, целью издания марок является не только демонстрация... >>

Лошади Пржевальского – одичавшие домашние лошади

23 февраля 2018 | 08:14   Лошади Пржевальского оказались не последними дикими предками современных лошадей, а одичавшими потомками первых домашних скакунов, говорится в статье... >>

Погода в Москве 23 февраля

23 февраля 2018 | 05:13   Сегодня ночью температура воздуха в отдельных районах Москвы понизилась до -21°, а в Подмосковье до -24°, и это ещё не минимальные значения... >>

Подсказки природы: рыбка стала прототипом автомобиля

22 февраля 2018 | 17:40   В мире автомобильного дизайна, где аэродинамика, вместительность, безопасность и экологичность являются взаимоисключающими параметрами... >>

Алкоголизм уйдет из жизни людей благодаря естественному отбору через 1000 лет

22 февраля 2018 | 12:40   Исследователи из Пенсильванского университета (США) предположили, что в результате естественного отбора у человека выработается непереносимость... >>

Малые реки Сибири способствуют глобальному потеплению

22 февраля 2018 | 12:16   Как известно, одной из причин усиления парникового эффекта, который ведет к глобальному потеплению, является увеличение концентрации в атмосфере... >>

Самая полезная птица для сада погибает в морозы!

22 февраля 2018 | 09:47   Орнитологи подсчитали, что в саду водится не менее 30 птиц. Одни обитают постоянно и даже вьют гнезда, другие прилетают покормиться... >>

Зима лютует: морозы в Европейской России будут усиливаться

22 февраля 2018 | 09:33   Ультраполярное вторжение на Русскую равнине будет набирать обороты. В среду из-за морозов и высокой влажности утром Санкт-Петербург и Новгород окутал... >>

Голубая Луна вернётся в марте

22 февраля 2018 | 09:32   В марте произойдет сразу два полнолуния – 2 и 31 марта, такое совпадение принято называть «голубой» Луной, передает агентство «Москва»... >>

Погода в Москве 22 февраля

22 февраля 2018 | 08:00   За минувшие сутки в Москве осадков не было, минимальная ночная температура воздуха составила -11,4°, самая минимальная температура в Подмосковье... >>

«Зелёные революции» привели к большим проблемам

21 февраля 2018 | 18:50   Экологическая тема с перебором использования химических удобрений и пестицидов всё чаще и активнее рассматривается общественностью и научным миром... >>

В праздничный день в Приморье оттепели сменятся похолоданием

21 февраля 2018 | 12:52   В последний рабочий день перед праздничными каникулами на север Приморья с юго-запада выйдет малоактивный циклон. Он станет причиной небольших... >>

Основатель Amazon строит «вечные часы»

21 февраля 2018 | 10:56   Джефф Безос, создатель интернет-компании Amazon, начал проект по созданию механических часов, которые будут идти без вмешательства человека 10 000... >>

Весна начинает борьбу с зимой

21 февраля 2018 | 10:12   Во вторник сугробы росли во многих регионах страны. Сильные метели ударили по Средней Волге и Предуралью. На трассах в Самарской области видимость... >>

Зимой зайцы больше не белые

21 февраля 2018 | 09:45   Глобальное изменение климата делает зимы в некоторых регионах планеты короче и теплее, и животным приходиться приспосабливаться к новым реалиям. Так... >>

Погода в Санкт-Петербурге 21 февраля: сильные морозы

21 февраля 2018 | 07:26   В наступившую среду Ленинградская область останется во власти наполненного холодным арктическим воздухом антициклона. Его стараниями температурный... >>

Погода в Москве 21 февраля: арктическое вторжение началось

21 февраля 2018 | 07:20   За минувшие сутки в Москве выпало 0,2 мм осадков, минимальная ночная температура воздуха составила -13,2°, хотя в утренние часы будет еще холоднее... >>

В России создана уникальная защита от биообрастания судов

21 февраля 2018 | 06:53   Проблема обрастания морских судов беспозвоночными животными и водорослями остро стоит перед мореплавателями всего мира. Только на очистку мирового... >>

Лондонские голуби контролируют чистоту воздуха

20 февраля 2018 | 16:30   Лондонские почтовые голуби могут «рассказать» жителям и гостям столицы о чистоте воздуха. Птицы-экологи собирают данные об атмосферном воздухе с... >>

Искусственный интеллект будет следить за выращиванием свиней

20 февраля 2018 | 13:53   Мониторинг основан на новейших достижениях искусственного интеллекта. Технология машинного зрения позволит вести автоматический учет многомиллионного... >>

Крокодилы в замкнутом пространстве стремительно эволюционируют

20 февраля 2018 | 13:34   Пещерные крокодилы превращаются в новый вид. Анализ ДНК крокодилов из популяции, заточенной в затопленной пещере, показал, что животные стремительно... >>

Корону Земли сфотографировали с расстояния 15 млн. км

20 февраля 2018 | 13:17   Самый внешний слой земной атмосферы, называемый внешней экзосферой, почти полностью состоит из водорода. Эти атомы водорода рассеивают фотоны... >>

Космический гость опасен для жизни!

20 февраля 2018 | 12:12   Метеорит, взорвавшийся над Южным Уралом в феврале 2013 года, принес Челябинску мировую славу. Было снято несколько фильмов, в одном из которых... >>

Снегопады прекратятся, морозы – усилятся

20 февраля 2018 | 09:59   Снегопады на большей части европейской территории России на время прекратятся, а вот морозы усилятся. С выходных активный циклон засыпал Русскую... >>

Интенсивность тропических ураганов будут определять по молниям

20 февраля 2018 | 09:38   Метод определения местоположения и характеристик тропических ураганов с использованием данных регистрации молниевых разрядов предложен специалистами ... >>

Почему бабочки имеют такие красивые крылья?

20 февраля 2018 | 07:42   Красочный холст крыла бабочки является исключительным примером эволюционных инноваций и адаптации. По сравнению со своими предками... >>