Природа не позволит полностью оледенеть Земле

14 мая 2017 | 09:21  Центр ФОБОС
Учёные считают, что узнали нечто важное о ледниковых периодах. В условиях, когда содержание углекислого газа в атмосфере упадёт до нового минимума и ледники начнут продвигаться от полюсов в умеренные широты, должен включиться механизм, который остановит этот процесс, и Земля полностью не покроется льдом.
Есть свидетельства, что в отдаленном прошлом наша планета уже переживала полное оледенение, когда ледники достигали экваториальных широт. На них основана гипотеза «Земли-снежка», высказанная ещё полвека назад. Предполагается, что последняя такая эпоха наступала более 700 млн лет назад, ещё до того, как океан и сушу заселили сложные биологические организмы. Здесь исследователи подступаются к фундаментальным вопросам геофизики. Задолго до появления человека ледниковые периоды сменялись эпохами потепления. Ледники надвигались и отступали, концентрация углекислого газа в атмосфере падала и повышалась. Что было причиной этих изменений, во многом остаётся загадкой.
Среди факторов, ответственных за чередование холодных и тёплых периодов в истории Земли, чаще всего называют астрономические и геологические. К астрономическим относят прецессию и нутацию земной оси и колебания эксцентриситета орбиты Земли. Геологические включают в себя вулканическую деятельность, горообразование и перемещение материков. Последние исследования дают основание рассматривать наряду с ними еще и биологические факторы климатических изменений.
Учёные из автономного университета Барселоны в своей статье в журнале Nature Geoscience сообщили о важном открытии. Они измерили содержание углекислого газа в ледяных кернах и определили его низший уровень.
Исследователи обнаружили, что за последние 800 тыс. лет концентрация атмосферного CO2 большую часть времени колебалась около уровня 190 частей на млн и практически не опускалась ниже. Этот неожиданный результат свидетельствует, что такая очень низкая концентрация CO2 была довольно устойчивой. Более того, известно, что в далёком геологическом прошлом содержание CO2 часто возрастало, но нет никаких данных, что оно когда-либо опускалось ниже указанных.
Учёные осторожно предполагают, что в сдерживании резкого снижения температуры на Земле могла сыграть роль биосфера. При очень низких уровнях CO2 фотосинтез у растений и планктона был затруднен, замедляя их рост. В результате в почве и океане количество диоксида углерода должно было уменьшаться, а в атмосфере увеличиваться, усиливая парниковый эффект. Если это верно, то сама жизнь выступает в роли регулятора, не позволяя планете слишком сильно остыть. Полученный результат говорит в пользу гипотезы Геи, выдвинутой почти сорок лет назад британцем Джеймсом Лавлоком. Учёный утверждал, что живые организмы, действуя коллективно, но не осознанно, обеспечивают поддержание стабильных условий окружающей среды через различные механизмы обратных связей.
Таким образом, в регулировании климата биологический фактор оказывается важнее геологического. Известно, что за сотни тысяч лет содержание CO2 в атмосфере изменяется за счеёть за устойчивые периоды продолжительностью всего несколько тысяч лет. Поэтому при очень низком уровне CO2 должен включаться какой-то другой механизм.
Теперь, когда климатологи установили существование нижнего предела уровня углекислого газа в атмосфере, катастрофическое оледенение Земли представляется уже маловероятным.

Человечество способно отодвинуть наступление следующей ледниковой эпохи

14 января 2016 | 10:08   К такому выводу пришли немецкие ученые, опубликовавшие статью в журнале Nature. Исследователи из Потсдамского института по изучению воздействия... >>

Концентрация СО2 на планете стала угрожающей

24 октября 2016 | 17:55   В ежегодном Бюллетене Всемирной метеорологической организации (ВМО) по парниковым газам, опубликованном в понедельник 24 октября, говорится... >>

Финская энергетика осваивает новые виды экологически чистого топлива

12 августа 2016 | 16:41   Речь идет о строительстве новой энергетической установки в г. Salmisaari (Хельсинки, Финляндия). Новая установка может использовать в качестве... >>

Почему в жару нечем дышать?

2 августа 2016 | 09:22   Несмотря на то, что макушка лета уже позади, температурный режим на большей части европейской территории страны на 4-6 градусов превышает норму... >>