Природа не позволит полностью оледенеть Земле

14 мая 2017 | 09:21  Центр ФОБОС
Учёные считают, что узнали нечто важное о ледниковых периодах. В условиях, когда содержание углекислого газа в атмосфере упадёт до нового минимума и ледники начнут продвигаться от полюсов в умеренные широты, должен включиться механизм, который остановит этот процесс, и Земля полностью не покроется льдом.
Есть свидетельства, что в отдаленном прошлом наша планета уже переживала полное оледенение, когда ледники достигали экваториальных широт. На них основана гипотеза «Земли-снежка», высказанная ещё полвека назад. Предполагается, что последняя такая эпоха наступала более 700 млн лет назад, ещё до того, как океан и сушу заселили сложные биологические организмы. Здесь исследователи подступаются к фундаментальным вопросам геофизики. Задолго до появления человека ледниковые периоды сменялись эпохами потепления. Ледники надвигались и отступали, концентрация углекислого газа в атмосфере падала и повышалась. Что было причиной этих изменений, во многом остаётся загадкой.
Среди факторов, ответственных за чередование холодных и тёплых периодов в истории Земли, чаще всего называют астрономические и геологические. К астрономическим относят прецессию и нутацию земной оси и колебания эксцентриситета орбиты Земли. Геологические включают в себя вулканическую деятельность, горообразование и перемещение материков. Последние исследования дают основание рассматривать наряду с ними еще и биологические факторы климатических изменений.
Учёные из автономного университета Барселоны в своей статье в журнале Nature Geoscience сообщили о важном открытии. Они измерили содержание углекислого газа в ледяных кернах и определили его низший уровень.
Исследователи обнаружили, что за последние 800 тыс. лет концентрация атмосферного CO2 большую часть времени колебалась около уровня 190 частей на млн и практически не опускалась ниже. Этот неожиданный результат свидетельствует, что такая очень низкая концентрация CO2 была довольно устойчивой. Более того, известно, что в далёком геологическом прошлом содержание CO2 часто возрастало, но нет никаких данных, что оно когда-либо опускалось ниже указанных.
Учёные осторожно предполагают, что в сдерживании резкого снижения температуры на Земле могла сыграть роль биосфера. При очень низких уровнях CO2 фотосинтез у растений и планктона был затруднен, замедляя их рост. В результате в почве и океане количество диоксида углерода должно было уменьшаться, а в атмосфере увеличиваться, усиливая парниковый эффект. Если это верно, то сама жизнь выступает в роли регулятора, не позволяя планете слишком сильно остыть. Полученный результат говорит в пользу гипотезы Геи, выдвинутой почти сорок лет назад британцем Джеймсом Лавлоком. Учёный утверждал, что живые организмы, действуя коллективно, но не осознанно, обеспечивают поддержание стабильных условий окружающей среды через различные механизмы обратных связей.
Таким образом, в регулировании климата биологический фактор оказывается важнее геологического. Известно, что за сотни тысяч лет содержание CO2 в атмосфере изменяется за счеёть за устойчивые периоды продолжительностью всего несколько тысяч лет. Поэтому при очень низком уровне CO2 должен включаться какой-то другой механизм.
Теперь, когда климатологи установили существование нижнего предела уровня углекислого газа в атмосфере, катастрофическое оледенение Земли представляется уже маловероятным.

Человечество способно отодвинуть наступление следующей ледниковой эпохи

14 января 2016 | 10:08   К такому выводу пришли немецкие ученые, опубликовавшие статью в журнале Nature. Исследователи из Потсдамского института по изучению воздействия... >>

Концентрация СО2 на планете стала угрожающей

24 октября 2016 | 17:55   В ежегодном Бюллетене Всемирной метеорологической организации (ВМО) по парниковым газам, опубликованном в понедельник 24 октября, говорится... >>

Финская энергетика осваивает новые виды экологически чистого топлива

12 августа 2016 | 16:41   Речь идет о строительстве новой энергетической установки в г. Salmisaari (Хельсинки, Финляндия). Новая установка может использовать в качестве... >>

Почему в жару нечем дышать?

2 августа 2016 | 09:22   Несмотря на то, что макушка лета уже позади, температурный режим на большей части европейской территории страны на 4-6 градусов превышает норму... >>

явления погоды в Москве: малооблачно, небольшой дождь
явления погоды в Москве: пасмурно, небольшой дождь, возможна гроза

Хищная рыба очистит озеро

23 мая 2017 | 17:33   Основным источником питьевой воды для жителей польского региона Верхняя Силезия является озеро Гочалковице. И оно же стало родным домом для карпа... >>

Авиапассажиров в аэропорту успокаивают пони

23 мая 2017 | 17:03   Не все пассажиры адекватно переносят авиаперелёты. А если случаются задержки из-за нелётной погоды, или потеря багажа, то стресс у них многократно... >>

Эверест потерял один из самых опасных участков

23 мая 2017 | 16:49   В 2015 году в результате мощного землетрясения в Непале погибли более 8 000 человек, а по Джомолунгме прокатились снежные лавины, которые убили 18... >>

Станет ли этот снег последним в сезоне?

23 мая 2017 | 13:25   В метеосводках по Тынде, самому северному городу Амурской области, высота снежного покрова как постоянная категория исчезла ещё 27 марта... >>

«Хранилище Судного дня» в опасности

23 мая 2017 | 12:49   В 2008 году был создан Всемирный банк-семенохранилище посадочного материала. Если на планете в будущем произойдёт масштабная катастрофа... >>

Изменения климата заставляют леса двигаться

23 мая 2017 | 10:56   Десятки видов деревьев на востоке США смещаются на запад и север, «уходя» с привычных мест, на которых произрастали веками. Учёные винят во всём... >>

Один циклон на два региона

23 мая 2017 | 10:56   Один и тот же циклон в ближайшие дни продолжит определять погоду на Урале и юге Сибири, но она будет очень контрастной. До начала лета осталось всего... >>

В Белоруссии появились одуванчики-мутанты

23 мая 2017 | 09:33   Одуванчики – одни из самых распространённых растений на планете. Их семена залетают даже в Арктику, но иногда природа подбрасывает сюрпризы... >>

Кавказ продолжает заливать дождями

23 мая 2017 | 07:44   Сегодня большая часть территории Северного Кавказа будет находиться во власти системы активных атмосферных фронтов, которые вновь станут причиной... >>

На Зауралье обрушится месячная норма осадков

22 мая 2017 | 18:04   Во вторник резкое ухудшение погодных условий ожидается в Зауралье. Циклон, раскручивающийся над Костанаем, возьмет курс на северо-восток... >>

Болота оказались важными объектами в сохранении климата Земли

22 мая 2017 | 17:30   В последние десятилетия в мире кардинально изменилось отношение к торфяным болотам по причине изменения климата. Оказывается, торфяники исполняют... >>

В Киргизии произошло шестибалльное землетрясение

22 мая 2017 | 15:12   По данным института сейсмологии национальной академии наук Киргизии, в 15.23 (12.23 мск) на границе этой страны и Таджикистана произошло мощное... >>

Спасаясь от лесных пожаров, медвежонок погиб под поездом

22 мая 2017 | 13:58   На перегоне станций на северо-востоке Красноярского края погиб медвежонок, попав под железнодорожный состав. Предположительно, медвежья семья вышла... >>

На Алтай надвигается аномальная жара

22 мая 2017 | 12:07   Вторник на Алтае ознаменуется аномально высокими, а местами – рекордными показателями температуры воздуха. В атмосфере края сложилась... >>

На пляжи Англии выбросились три кита

22 мая 2017 | 10:33   На востоке Англии на местные пляжи выбросились сразу три кита. После того как было обнаружено 9-метровое тело самки, пляж к югу от города Феликстоу в... >>

Арктика не оставляет Европейскую Россию в покое

22 мая 2017 | 09:05   Очередное арктическое вторжение стало причиной нового похолодания в Европейской России. Русский Север в выходные снова засыпало снегом... >>

Лесных пожаров на Дальнем Востоке стало меньше

22 мая 2017 | 08:46   За воскресенье лесопожарные службы регионов Дальнего Востока потушили 8 из 16 лесных пожаров, сообщает Департамент лесного хозяйства по ДФО... >>

Погода новой недели: в ожидании потепления

21 мая 2017 | 19:17   В начале недели на погоде Южной России скажется влияние циклона, и поля дождевой облачности не дадут столбикам термометров подняться выше +15…+20°... >>

Золотогривая лошадь может стать национальным достоянием

21 мая 2017 | 18:57   У арабов есть арабская лошадь, в Туркмении – ахалтекинская. Они считаются национальным достоянием стран. Казахский фермер близок к исполнению мечты:... >>

На сайте знакомств разместили объявление от имени редкого носорога

21 мая 2017 | 17:27   Сотрудники природного парка «Ол Педжета» в Кении разместили на сайте знакомств в Интернете объявление от имени Судана – последнего самца популяции... >>

Прервёт ли май 2017 года тёплую тенденцию?

21 мая 2017 | 12:44   Май 2017 года не радует жителей центральных областей Европейской России комфортной погодой. В Москве его приметами стали резкие и частые колебания... >>

В Сибирь, греться!

21 мая 2017 | 11:56   В первый день новой недели южные регионы Западной Сибири окажутся в зоне антициклональной, преимущественно малооблачной и сухой погоды... >>

Швейцария сегодня определяет энергетическое будущее страны

21 мая 2017 | 10:39   «Энергетическая стратегия - 2050» – так в Швейцарии официально называется план развития электроэнергетики страны. Он стал предметом жарких... >>

Уникальный проект: «Зелёное сердце Боготы»

21 мая 2017 | 10:18   В колумбийской столице Боготе некоторое время назад на восточных холмах был построен высотный дом. В 2013 году архитекторы предложили дизайн этого... >>

Юг Европейской России заливают дожди

21 мая 2017 | 08:23   В течение минувших суток южные регионы Европейской России оказались во власти сильных дождей. На помощь черноморской депрессии пришёл атмосферный... >>

Источником таинственных радиосигналов из космоса была СВЧ-печь

20 мая 2017 | 16:43   Радиоволны – уникальный источник информации. Они рассказывают о газе, который формирует звёзды, или о таких экзотических объектах... >>

Энергетики строят гнёзда аистам

20 мая 2017 | 13:43   Одной их постоянно действующих смертоносных ловушек для птиц являются линии электропередач. Птицы разбиваются, врезаясь в провода... >>

На Севастополь обрушатся ливни, которые бывают лишь раз в 100 лет!

20 мая 2017 | 11:48   В воскресенье Крымский полуостров окажется практически в центре малоподвижной черноморской циклонической депрессии, чрезмерно насыщенной морской... >>