Природа не позволит полностью оледенеть Земле

14 мая 2017 | 09:21  Центр ФОБОС
Учёные считают, что узнали нечто важное о ледниковых периодах. В условиях, когда содержание углекислого газа в атмосфере упадёт до нового минимума и ледники начнут продвигаться от полюсов в умеренные широты, должен включиться механизм, который остановит этот процесс, и Земля полностью не покроется льдом.
Есть свидетельства, что в отдаленном прошлом наша планета уже переживала полное оледенение, когда ледники достигали экваториальных широт. На них основана гипотеза «Земли-снежка», высказанная ещё полвека назад. Предполагается, что последняя такая эпоха наступала более 700 млн лет назад, ещё до того, как океан и сушу заселили сложные биологические организмы. Здесь исследователи подступаются к фундаментальным вопросам геофизики. Задолго до появления человека ледниковые периоды сменялись эпохами потепления. Ледники надвигались и отступали, концентрация углекислого газа в атмосфере падала и повышалась. Что было причиной этих изменений, во многом остаётся загадкой.
Среди факторов, ответственных за чередование холодных и тёплых периодов в истории Земли, чаще всего называют астрономические и геологические. К астрономическим относят прецессию и нутацию земной оси и колебания эксцентриситета орбиты Земли. Геологические включают в себя вулканическую деятельность, горообразование и перемещение материков. Последние исследования дают основание рассматривать наряду с ними еще и биологические факторы климатических изменений.
Учёные из автономного университета Барселоны в своей статье в журнале Nature Geoscience сообщили о важном открытии. Они измерили содержание углекислого газа в ледяных кернах и определили его низший уровень.
Исследователи обнаружили, что за последние 800 тыс. лет концентрация атмосферного CO2 большую часть времени колебалась около уровня 190 частей на млн и практически не опускалась ниже. Этот неожиданный результат свидетельствует, что такая очень низкая концентрация CO2 была довольно устойчивой. Более того, известно, что в далёком геологическом прошлом содержание CO2 часто возрастало, но нет никаких данных, что оно когда-либо опускалось ниже указанных.
Учёные осторожно предполагают, что в сдерживании резкого снижения температуры на Земле могла сыграть роль биосфера. При очень низких уровнях CO2 фотосинтез у растений и планктона был затруднен, замедляя их рост. В результате в почве и океане количество диоксида углерода должно было уменьшаться, а в атмосфере увеличиваться, усиливая парниковый эффект. Если это верно, то сама жизнь выступает в роли регулятора, не позволяя планете слишком сильно остыть. Полученный результат говорит в пользу гипотезы Геи, выдвинутой почти сорок лет назад британцем Джеймсом Лавлоком. Учёный утверждал, что живые организмы, действуя коллективно, но не осознанно, обеспечивают поддержание стабильных условий окружающей среды через различные механизмы обратных связей.
Таким образом, в регулировании климата биологический фактор оказывается важнее геологического. Известно, что за сотни тысяч лет содержание CO2 в атмосфере изменяется за счеёть за устойчивые периоды продолжительностью всего несколько тысяч лет. Поэтому при очень низком уровне CO2 должен включаться какой-то другой механизм.
Теперь, когда климатологи установили существование нижнего предела уровня углекислого газа в атмосфере, катастрофическое оледенение Земли представляется уже маловероятным.

Человечество способно отодвинуть наступление следующей ледниковой эпохи

14 января 2016 | 10:08   К такому выводу пришли немецкие ученые, опубликовавшие статью в журнале Nature. Исследователи из Потсдамского института по изучению воздействия... >>

Концентрация СО2 на планете стала угрожающей

24 октября 2016 | 17:55   В ежегодном Бюллетене Всемирной метеорологической организации (ВМО) по парниковым газам, опубликованном в понедельник 24 октября, говорится... >>

Финская энергетика осваивает новые виды экологически чистого топлива

12 августа 2016 | 16:41   Речь идет о строительстве новой энергетической установки в г. Salmisaari (Хельсинки, Финляндия). Новая установка может использовать в качестве... >>

Почему в жару нечем дышать?

2 августа 2016 | 09:22   Несмотря на то, что макушка лета уже позади, температурный режим на большей части европейской территории страны на 4-6 градусов превышает норму... >>

явления погоды в Москве: малооблачно, небольшой дождь
явления погоды в Москве: облачно, небольшой дождь

Тайфун «Хато» унес жизни 12 человек

24 августа 2017 | 07:59   В Китае из-за тайфуна «Хато» объявлен наивысший уровень опасности, из опасных районов на юге Китая эвакуированы тысячи людей. Тайфун затронул... >>

Погода в Москве 24 августа: продолжится похолодание

24 августа 2017 | 07:39   Сегодня погоду в столице продолжит определять циклонический вихрь. Продолжая свой путь на север, он сохранит в регионе довольно плотную облачность... >>

Погода в Санкт-Петербурге 24 августа: холодно, сильные дожди

24 августа 2017 | 07:30   В наступивший четверг Ленинградская область окажется в центральной части активного южного циклона. Его усилиями в регионе облачно, пройдут дожди... >>

Во что вылился Москве дождь?

24 августа 2017 | 06:59   23 августа стало водоразделом между летом, о котором можно уже говорить в прошедшем времени, и стучащей в дверь осенью. Прохождение атмосферного... >>

На Москву пролилось 3 ведра воды на метр квадратный. Продолжение следует…

23 августа 2017 | 21:42   После мощного ливня, обрушившегося на Москву, наступило временное затишье. Предварительные итоги впечатляют: за последние 12 часов на базовой... >>

Необитаемый остров оказался загрязнён нефтепродуктами

23 августа 2017 | 18:17   Стали известны некоторые результаты экспедиции на остров Вилькицкого в Карском море. Одни из самых неприятных – 80% всех проб поверхностных вод... >>

Волгоград накрыла песчаная буря

23 августа 2017 | 17:17   Сегодня в середине дня центр ненастного циклона добрался до Смоленской области. Он вращает вокруг себя очень контрастные воздушные массы. Так... >>

Проливные дожди оставили Северную Ирландию без света

23 августа 2017 | 13:57   Сильнейшие проливные дожди, которые принёс с собой североатлантический циклон, стали причиной быстрого подъёма уровня воды в реках Северной Ирландии... >>

Токсичные водоросли захватывают Мировой океан

23 августа 2017 | 13:38   Красные водоросли Prorocentrum minimum, обладающие высокой токсичностью, в последние годы стремительно распространяются в водах Мирового океана... >>

При попустительстве человека гибнут уникальные самшитовые леса

23 августа 2017 | 13:30   Еще в 2014-2015 годах эксперты и экологи забили тревогу о гибели уникальных самшитовых лесов в Кавказском государственном биосферном заповеднике в... >>

Циклон вытесняет жару

23 августа 2017 | 11:21   К границам России уже подошёл атмосферный фронт, который испортил погоду в западных регионах страны. Ливни и грозы отмечались в Калининградской... >>

На Москву надвигается стена дождя

23 августа 2017 | 10:47   На Москву с запада надвигается стена дождя. В период с 21.00 ч. 23 августа до 06.00 ч. 24 августа на мегаполис может пролиться до 25-30 мм осадков ... >>

Жара добралась до севера страны

23 августа 2017 | 10:45   Южные ветры, установившиеся в атмосфере над европейской частью России, донесли жару до северо-востока региона. Накануне в Ухте (Республика Коми... >>

Приближающийся тайфун парализовал Гонконг

23 августа 2017 | 07:18   Сегодня тихоокеанский тайфун «Хато» приблизился к Гонконгу. По последним данным, эпицентр тайфуна находится в морской акватории на... >>

Ради пингвинов пожертвовали $2,5 млрд

22 августа 2017 | 16:11   Для сохранения популяции пингвинов в Чили отказались от горнорудного проекта стоимостью $2,5 млрд. Компания Andes Iron намеревалась добывать медную... >>

Цветы Антарктики научились спасаться от губительного ультрафиолета

22 августа 2017 | 14:11   Более 10 лет чилийские учёные наблюдали за флорой Антарктики. На просторах из-за суровых погодных условий произрастают мхи, лишайники... >>

«Восходит осень плавно на порог...»

22 августа 2017 | 12:47   В среду Москву атакует североатлантический циклон с запада, из-за чего погода испортится: облаков станет больше, прошумят ливни и грозы... >>

Смогут ли дожди остудить атмосферу на юге страны?

22 августа 2017 | 10:55   Юг Европейской России – в огне. 120 строений, в том числе 98 жилых, пострадали в результате пожара в Ростове-на-Дону. Из зоны пожара было... >>

На Марсе по ночам бывают снежные штормы

22 августа 2017 | 10:35   На Марсе по ночам может идти снег, заявили французские и американские учёные из исследовательского центра Centre National de la Recherche... >>

Амурская область: потоп, введён режим ЧС

22 августа 2017 | 09:12   В результате прохождения мощного циклона, на Приамурье обрушился настоящий тропический ливень. За минувшие сутки наибольшее количество осадков выпало... >>

Тайфун «Тяньгэ» надвигается на восток Китая

22 августа 2017 | 08:28   Из-за надвигающегося на восток Китая тайфуна "Тяньгэ", власти прибрежной провинции Фуцзянь эвакуировали более 4 тысяч человек, сообщает агентство... >>

Обнародован список стран, которым наиболее угрожает изменение климата

21 августа 2017 | 17:27   Эксперты обнародовали рейтинг государств с оценкой их уязвимости к глобальному изменению климата. Из 186 стран в самой большой опасности находится... >>

Атмосферный фронт принесёт в Крым сильные грозовые дожди

21 августа 2017 | 13:10   Не успел Крымский полуостров оправиться от сильных ливней и спровоцированных ими селей, случившихся в регионе в конце прошлой рабочей недели... >>

Жаркое лето уходит из Европейской России. Впереди – прохлада

21 августа 2017 | 12:27   На европейскую часть России надвигается непогода. Зона ненастья уже подобралась к западным границам страны. В Брянской области объявили оперативное... >>

На Дальний Восток выходит ненастный циклон

21 августа 2017 | 11:47   В течение минувших суток Бурятия и Забайкальский край находились во власти активного циклона. Он принёс в регион сильные дожди, местами с грозами и... >>

На Марс отправят микробов, которые наполнят атмосферу кислородом

21 августа 2017 | 10:31   НАСА придумало способ «накачать» кислородом атмосферу Марса. Эксперимент будет проведён, когда следующий космический аппарат прибудет на Красную... >>

Китай успешно развивает ветроэнергетику

21 августа 2017 | 09:05   Один из крупнейших в мире – ветрогенератор с ротором диаметром 171 м – успешно установлен на востоке Китая, в прибрежной части акватории... >>

«Холодное» московское лето превысило климатическую норму

21 августа 2017 | 07:47   Лето 2017 года в столице получается крайне противоречивым. Июнь оказался холодным, больше чем на 2° отстав от климатической нормы. Поддержал его... >>

Сильный лесной пожар в Воронеже тушили почти 200 спасателей

21 августа 2017 | 06:48   У жителей Воронежа и области ещё свежи в памяти сильные лесные пожары, уничтожившие в 2010 году большую часть лесов в левобережной части города... >>

Погода недели: лето начинает сдавать позиции...

20 августа 2017 | 18:40   На юге России начало недели солнечное и жаркое – после полудня до +30…+35°. Но затем в регион прорвется атмосферный фронт, несущий грозовые дожди и... >>

После аномально жаркой середины августа в Приамурье резко похолодает

20 августа 2017 | 18:25   Август в этом году ведёт себя вразрез с климатическими канонами, которые предписывают в это время года увеличение дождей и ощутимое снижение... >>

История одного эксперимента по управлению погодой

20 августа 2017 | 16:10   В августе 1891 года жители штата Техас страдали от засухи. Гибли посевы, люди молили бога о дожде, и Конгресс выделил 20 000$ тому... >>

Дельфины делятся рецептом разделки рыбы

20 августа 2017 | 15:43   Дельфины не устают поражать интеллектом. Недавно выяснился ещё один любопытный факт: они не только поедают рыбу определенным образом... >>

Подхватит ли осень жаркую эстафету августа? Наш прогноз

20 августа 2017 | 14:41   В Москве опять +30°! В неизбалованный летним теплом Центральный регион вернулась аномальная жара. Всю неделю показания термометров ползли вверх... >>

Правило пяти секунд опровергнуто!

20 августа 2017 | 14:28   Быстро поднятое не считается упавшим? Считается! Расхожее понятие, гласящее, что быстро поднятая с пола еда является безопасной, часто встречается в... >>