Уникальная способность пустынного мха поможет собирать воду из атмосферы

16 июля 2016 | 16:06  Центр ФОБОС
Не вызывает удивления тот факт, что у растений, произрастающих в пустыне, мощная корневая система, которая способна собирать скудные грунтовые воды. Поэтому ученых долго озадачивал мох вида Syntrichia caninervis, обитающий в самых засушливых районах планеты и не имеющий длинных корней. В конце концов ботаники из Университета Юты (USU) исследовали, каким образом это крохотное растение собирает для себя влагу. И ещё раз убедились, насколько умна природа: мох оказался способным поглощать капельки воды непосредственно из атмосферы.
Исследователи, воспользовавшись сканирующим электронным микроскопом, сняли мох, чтобы тщательно рассмотреть особенности его строения. Они обнаружили, что на конце листьев располагаются микроскопические волосики, известные науке как ости.
Эти структуры длиной от 0,5 до 2 миллиметров впитывают влагу из дождя и тумана или даже поглощают отдельные молекулы воды, находящиеся в воздухе. Волоски покрыты тончайшими канавками толщиной в несколько десятков нанометров, форма и размер которых идеально подходят для конденсации молекул воды. Вдоль ости проходят борозды, куда молекулы «скатываются», собираются в более крупные капли. Эти капли перемешаются как по рельсам в направлении листа и увлажняет его поверхность, обеспечивая влагу для фотосинтеза.
Более того, для эффективного сбора атмосферной влаги мох произрастает группами, образуя на пустынной почве сплошной ковёр. Их упругие листья гасят энергию капель и предотвращают разбрызгивание. Таким образом, вся сконденсированная влага достаётся самому Syntrichia caninervis без существенных потерь.
Исследователи разработали математическую модель и увидели, что форма и размер канавок - борозд на остях мха позволяет конденсировать воду с минимальными затратами энергии. Подобные способности выживания в засушливых условиях есть у кактуса вида Opuntia microdasys и альпийского растения Cotula fallax. Но исследование, опубликованное в издании Nature Plants, впервые детально описывает уникальный природный механизм. Авторы публикации полны надежд, что в будущем, взяв за основу «изобретение» Syntrichia caninervis, будут созданы устройства, позволяющие быстро и эффективно собирать воду прямо из атмосферы. Это наиболее актуально в развивающихся странах с ограниченными запасами пресной воды.

Причуды эпифитов

12 августа 2015 | 15:30   Двойное дерево Казорцо можно увидеть на границе коммун Казорцо и Грана в Пьемонте. Оно представляет собой шелковицу, на верхушке которой растет вишня... >>

Вулканы проявляют опасную активность

24 апреля 2015 | 10:48   В Чили после 42-х лет молчания проснулся вулкан Кальбуко. Для жителей ближайших городов это, конечно, беда, их срочно эвакуируют, но кадры извержения... >>

Самая красивая река мира Каньо Кристалес

9 июля 2015 | 10:22   Каньо Кристалес – самая красивая река в мире. Ее название (Caño Cristales) означает Кристальная река или Река пяти цветов. Местные жители... >>

Визит патриарха Кирилла в Антарктиду – смена трёх климатических поясов

18 февраля 2016 | 11:21   Свершилось по-настоящему историческое событие для православных верующих – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые совершил богослужение в... >>

Наводнение в Италии

20 октября 2018 | 11:27   Сильный шторм обрушился на юго-восток Италии, стихия обрушилась ночью на города Сицилии. В результате наводнений были затоплены населённые пункты... >>

Глобальное потепление сократило количество насекомых

20 октября 2018 | 09:13   Ученые из США и Мексики выявили заметное снижение численности насекомых в тропическом лесу в национальном заповеднике Эль-Юнке (Пуэрто-Рико)... >>

Среда обитания: необычные новшества «умного» города Магас

20 октября 2018 | 08:57   В небольшом городе на юге России с 2015 года активно реализуются идеи смарт-города. В апреле 2018 года его включили в пилотный проект «Умный город»... >>

Погода в Санкт-Петербурге 20 октября

20 октября 2018 | 08:09   Синоптическая ситуация в Северной столице обусловится влиянием относительно погожего скандинавского антициклона с температурным фоном немного выше... >>

Погода в Москве 20 октября

20 октября 2018 | 07:58   Сегодня в столичном регионе ожидается повышенный фон атмосферного давления. А это значит, что выходной день будет относительно погожим... >>

В Москве установлен абсолютный рекорд температуры для 19 октября

19 октября 2018 | 13:51   По данным наблюдений за 13 часов, на метеостанции Москва (ВДНХ) была зафиксирована температура воздуха 16,3°. Это на 0,1° выше чем в 1881... >>

Социальное поведение определяется генами

19 октября 2018 | 13:32   К такому выводу пришли биологи из Институт интегративной геномики им. Льюиса-Сиглера в Принстонском университете (США). Исследователи задались... >>

Бабье лето продолжится только на юге России и в Приморье

19 октября 2018 | 12:17   В предстоящие выходные разделяющий осенний холод и летнее тепло атмосферный фронт сместится к югу. По этой причине в средней полосе европейской... >>

Тайфуны обманули японскую вишню

19 октября 2018 | 11:14   Вишневые деревья по всей Японии расцвели на 6 месяцев раньше чем обычно после того, как в сентябре над страной пронеслись два мощных тайфуна... >>

Британия уточняет экологические цели

19 октября 2018 | 10:45   Правительство Великобритании обратилось к экспертам по экологии с просьбой проконсультировать чиновников по вопросу сроков достижения страной такого... >>

Погода в Москве 19 октября

19 октября 2018 | 08:20   Сегодня через столичный регион скользнет холодный атмосферный фронт, отметившись натеканием облачности и небольшим очаговым дождем. А это значит... >>

Микроорганизмы помогут очистить природу от нефтяных загрязнений

19 октября 2018 | 08:11   На прошедшем в Италии XII Международном конгрессе по экстремофильным микроорганизмам тюменские микробиологи рассказали о проекте по исследованию... >>

В США оценили ущерб от урагана «Майкл»

19 октября 2018 | 08:09   Число жертв урагана «Майкл» в США увеличилось до 33 человек, сообщила газета USA Today. Уточняется, что больше всего жертв во Флориде — 23... >>

Холодный фронт убьёт бабье лето

19 октября 2018 | 08:03   В четверг почти на всей европейской территории России продолжало царить экстремальное тепло. В Калининграде столбики термометров поднялись почти до... >>

Новая система предупреждения о цунами и землетрясении спасёт тысячи жизней

18 октября 2018 | 14:58   Японские учёные разработали эффективный метод прогнозирования и, соответственно, создали систему предупреждения, которая предскажет землетрясения и... >>

Бабье лето уходит на Дальний Восток

18 октября 2018 | 11:44   Покидая центральные области Европейской России, бабье лето решило заглянуть на юг Дальнего Востока. Конечно же, это игра слов, и барические... >>

Крупный разлив нефти произошёл в Чили

18 октября 2018 | 11:14   В минувшую среду более 720 тысяч литров нефти аргентинской нефтегазовой компании YPF разлилось в чилийской провинции Тьерра-дель-Фуэго... >>

Изменение климата может привести к дефициту пива

18 октября 2018 | 09:52   Климатические явления, связанные с глобальным потеплением, такие как длительная засуха и сильная жара, могут привести к дефициту пива в мире... >>

Бабье лето подходит к концу

18 октября 2018 | 09:27   Сегодня в столице последний день бабьего лета со всеми его обычными атрибутами: солнцем и отсутствием дождей, слабым ветром и аномальным теплом... >>

У берегов Камчатки произошло землетрясение

18 октября 2018 | 08:29   Сегодня, около 3 часов ночи по местному времени, у южной оконечности Камчатского полуострова произошло землетрясение магнитудой 5,2... >>

Погода в Москве 18 октября: финал бабьего лета

18 октября 2018 | 07:53   Сегодня метеоусловия в столичном регионе существенно не изменятся. В атмосфере Среднерусской равнины правит бал обширный антициклон, а значит... >>

В Европейской России вновь обновлены рекорды тепла

18 октября 2018 | 07:12   Минувший день на территории Европейской России вновь стал аномально тёплым. Обширный антициклон, и южные потоки в нижних слоях атмосферы... >>

Где сохранится аномальное тепло?

18 октября 2018 | 00:27   Бабье лето в Европейской России достигло рекордного размаха! Аномальная погода в середине осени повлияла даже на маршруты перелётных птиц. Например... >>

Исторические объекты Средиземноморья могут утонуть

17 октября 2018 | 15:24   Растущий уровень моря из-за таяния ледников уже к 2100 году приведет к затоплению, наводнениям и эрозии прибрежных районов Средиземного моря... >>

В Якутии отмечены первые в этом сезоне -30°!

17 октября 2018 | 12:07   В то время как европейская часть России наслаждается необычайным теплом, на северо-востоке страны набирает силу зима. В Якутии и на Колыме днём... >>